Дмитрий Белоцерковский: от «Бега» к «Исходу»

28.04.2022

Тема Белого движения близка актеру еще со студенческих лет

В истории нашей страны еще немало белых пятен, однако многие темы, бывшие под грифом «секретно», сегодня находят свое отражение не только в дискуссиях ученых, но и в искусстве. Так, например, уже скоро в онлайн-кинотеатрах выйдет документальный фильм «Исход». Картина рассказывает об одной из самых трагических страниц Гражданской войны 1918-1920 гг. – массовой эмиграции из Крыма российской правящей элиты, белогвардейцев и их семей, духовенства, деятелей культуры. Создатели фильма для большей объективности поставили цель взглянуть на события тех лет с разных точек зрения – глазами красноармейца и белого офицера. В роли последнего выступил актер театра и кино Дмитрий Белоцерковский. Представляем вниманию читателей интервью с артистом.

— Дмитрий, 8 мая на экраны выходит документальный фильм «Исход» с вашим участием. Расскажите, как вы готовились к этому проекту?

— В «Исходе» я сыграл белого офицера. На роль согласился моментально, так как с этой творческой командой работаю уже давно, мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Что касается темы Гражданской войны, с ней я впервые встретился еще в институте, когда мой любимый педагог Евгения Олеговна Дмитриева ставила отрывок из «Дней Турбиных». Там я сыграл Лариосика, а уже на четвертом курсе, когда мы выпускали спектакль «Черный снег» (по роману «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»), исполнил Шервинского. После этого были театр «Содружество актеров Таганки» и спектакль «Бег», где я выступил в роли Сергея Павловича Голубкова. И, конечно, после всех этих ролей тема Белого движения мне очень близка. 

— Фильм не просто документальный, он о революции, о действительно страшных для страны и людей событиях. И если в художественном кино можно примерить на себя роль выдуманного персонажа, то здесь, наверное, появляется ощущение реальности происходящего? Каково чувствовать, что вы – один из десятков тысяч гонимых людей, в один миг потерявших свою Родину?

— Для меня на самом деле нет разницы – документальный фильм или художественный. Я и в ролях художественного кино всегда стараюсь найти что-то документальное. Готовясь к съемкам в «Исходе», читал подлинные письма, изучал материалы. Мне, кстати, очень помогла в этом плане передача Никиты Михалкова «Русские без России» – там как раз много рассказывалось про это страшное для нашей страны время. Используя полученные знания, я постарался отобразить их в своем образе белого офицера.

— Так как фильм касается истории России, спрошу: в школьные годы история входила в список ваших любимых предметов?

— Свои школьные годы я могу сравнить с процессом написания картины импрессионистом. Это что-то стремительное и выхваченное из будних дней. Вспышка! (Смеется). На самом деле школу я очень любил, хотя иногда и прогуливал. Впечатления о ней у меня прекрасные. Но вот историю как предмет помню плохо. Я вообще, наверное, стал хорошо учиться только в Щепкинском и только потому, что платили стипендию. Там я увидел мотивацию и смысл. А в школе был круглым троечником.

— Как вам работалось с партнером по площадке Максимом Линниковым? В «Исходе» ваши герои резко противопоставлены друг другу. Он – на стороне красных. Обсуждали с ним ваших персонажей?

— Мы прекрасно работали с Максимом. Я видел его до нашего знакомства в Театре Наций в спектакле «Метод Гренхольма», и мне было вдвойне приятно увидеть Максима уже на площадке, сниматься в одной картине. Конечно, мы старались друг друга поддерживать, обсуждали героев, проговаривали какие-то сложные моменты. На площадке вели себя не как «белый» и «красный», у нас все-таки были более теплые отношения. (Улыбается). Я очень рад, что встретил Максима на этом проекте.

— С какими трудностями во время съемок фильма пришлось столкнуться?

— Так как съемки должны были проходить в Крыму, естественно, в моем чемодане лежали шорты, майки и плавки. Но нас встретил просто ледяной ветер. Это вообще было непохоже на Крым, если честно. Даже местные жители нам сказали, что такое в тех краях бывает крайне редко в это время. И здесь я, конечно, Максиму не завидовал, потому что его персонаж ходил в тоненькой кожанке, а у меня, как у белого офицера, была настоящая теплая шинель. Я мог поднять воротничок и хоть как-то укрыться от этого шквалистого ветра. Даже погода соответствовала атмосфере, которая ощущалась в то время, когда люди были вынуждены покинуть свою Родину… Но, несмотря на трудности, мы все равно смогли снять фильм в поставленные сроки.

— Как думаете, почему важно показывать такие исторические документальные проекты? Какова целевая аудитория «Исхода»?

— Подобные фильмы важно показывать для того, чтобы будущие поколения учились на ошибках наших предков и не повторяли таких вещей. Думаю, картина понравится всем, кто интересуется историей России и ее белыми пятнами.

— Представьте, что у вас есть возможность сыграть любую историческую фигуру. Кто это будет?

— Давайте Ломоносова! Пешком дошел до Москвы и стал великим человеком!