Ольга Хохлова: «Это просто диво дивное!»

30.05.2022

Популярная российская актриса – о чуде, случившемся с ней на съемках киноальманаха «Все в сад!»

В первый летний день ценителей русской литературы, театра и кинематографа ждет премьера фильма «Все в сад! Или русская классика в цветах – 2». Это второй сезон альманаха Андрея Грачева, в котором известные, любимые зрителями артисты читают произведения наших классиков прозы на лоне природы, в старинных костюмах – так по задумке режиссера достигается полное погружение в материал и атмосферу прошедшей эпохи. Одной из участниц этого культурно-образовательного проекта стала харизматичная и очень популярная актриса Ольга Хохлова. В своем моноспектакле она читает рассказ Михаила Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Чем же так привлекло ее именно это произведение, проект в целом и какие чудеса происходили на съемочной площадке, артистка поделилась с нашими читателями.

Ольга, скоро на экраны выйдет вторая часть фильма «Все в сад!». Расскажите, пожалуйста, как вы стали участницей проекта? Смотрели ли первую его часть?

– Во-первых, проект «Все в сад!» – невероятно красивый. Сниматься в задекорированных экстерьерах парка «Царицыно» – эстетическое наслаждение. Сад – маленький рай для души. Во-вторых, это модно! Это сейчас в тренде (смеется). В тренде читать прозу прямо с листа, а уж читать классиков наших великих – настоящее благое дело, я бы даже сказала – благородное дело. Это своего рода исследование внутренних движений души человеческой, сохранение духовного наследия русской культуры. Именно поэтому я решила сниматься в проекте «Все в сад!». Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с премьерой! Уже очень хочется скорее посмотреть второй сезон, первый был восхитительный.

Что-то еще у Салтыкова-Щедрина читали в школе или в университете?

– Конечно, мы все читали в школе Салтыкова-Щедрина. И сказки, и повести. Это же сатирическая проза, давно потерянный, к сожалению, жанр. Он особенный: критиковал человеческие пороки и даже государственную власть.

Часто встречаете людей-пискарей? Какие эмоции они у вас вызывают – раздражение, жалость, желание помочь?

– Премудрый пискарь – это такой маленький, смешной, беззащитный человечек. Он одинок, никто ему не показал, как можно быть счастливым. Как не бояться того нового, что идет к тебе навстречу, что рвется к тебе! Это как свежий ветер или море, которое бывает холоднее, чем ты рассчитывал, когда входишь в него. Все, что нужно, это только рискнуть. А ты не сделал этого, никто тебя не позвал туда, ты не нырнул и не начал плескаться и радоваться жизни. Но если бы ты верил и пошел навстречу этому ветру и волнам, быть может, все щуки и акулы испугались бы твоей свободы и радости и просто уплыли прочь? (смеется).

Думается, такой интересный формат, как прочтение русской классики актерами, повысит внимание к произведениям литературы. Как считаете, удалась задумка режиссера?

– Определенно! Это совершенно замечательная идея, потому что в каждом артисте есть своя уникальная магия, которая может увлечь не просто буквами. Актер еще добавляет эмоции и, конечно же, свое личное отношение к произведению. Поэтому очень важно, что любимые многими, хорошо известные артисты участвуют в таких проектах. Каждый зритель может выбрать что-то свое, интересное именно ему.

Расскажите, что было самым запоминающимся во время съемок?

– Вы знаете, мне бы очень хотелось отметить скрупулезность и внимание режиссера, а также всей творческой команды к мелочам. Грим, костюмы, операторская работа – все было на высоте. Даже книга была старинного издания. Но! Шрифт в ней оказался слишком мелкий. У меня зрение не идеальное. Перед съемками готовилась по своим распечаткам с крупным шрифтом, а тут совсем мелкий. Ну, думаю, все! Конец! Сьемка не состоится, потому что я не увижу ни одной буквы. Я ведь в историческом костюме, современные оправы никак не подойдут, а в реквизите исторических очков с диоптриями просто не существует, они все не настоящие, со стеклышками. Дрожащими руками открываем коробку с историческими очками, и, вы не поверите, – первое пенсне, которое я взяла, оказалось настоящее! И именно с моими диоптриями. Восторг. Спасение. Ведь все остальные очки, конечно же, были с обычными стеклами, бутафорские. Съемка состоялась. Разве это не чудо чудное и диво дивное?

Если будет третий сезон, произведение какого автора вы хотели бы прочесть?

– Много авторов есть желанных. Не знаю. Может, Вересаев. Было бы здорово попытаться через обычные слова донести мелодию чего-то несбывшегося, манящего, того, что не дает твоей душе зачерстветь, угомониться… да и просто помогает оставаться человеком неравнодушным, сострадающим.

Что вы делаете, когда страшно? Вообще, отсиживаться и бояться жизни, наверное, не актерская история, которая предполагает публичность, импровизацию, раскованность, смелость. Но у всех людей есть свои страхи. Как вы их преодолеваете?

– Идти на страх – это самое увлекательное занятие. По-другому невозможно. Если этих волнений не происходит, если отказываться от смелых решений, бояться перемен, то жить становится слишком уныло. А уныние никого не делает счастливым. Вот как же я боялась уехать в свое время с Дальнего Востока в Москву… Но мне так хотелось! В Москве ведь снимается кино, в Москве лучшие театры страны. Это стало испытанием, но оно было таким желанным! Если бы я не решилась приехать тогда – сколько бы я потеряла! Сколько впечатлений, чувств, друзей, судьбоносных встреч! В Москве, конечно, первые годы билась в закрытые двери, но потихонечку они стали открываться: сначала маленькие щелки, а потом – настежь. Какое счастье, что, став известной артисткой, я могу приехать в любой город и испытать горячий прием зрителей! Они даже в каком-то смысле мои друзья. Теперь я богатый человек: мое богатство, мои золотые ресурсы – это люди, которые приходят на спектакли, выступления и открывают мне свое сердце. Всех моих зрителей приглашаю смотреть восхитительный альманах «Все в сад!».